Сбор email-адресов

Для email-маркетинга используются базы, собранные легальным способом. Это значит, что они НЕ куплены у третьих лиц, не собраны со сторонних сайтов, без разрешения людей, которые их оставляли. Кроме того, подписчики должны выразить свое согласие на рассылку.

Почему нельзя пользоваться купленными, арендованными и спарсенными базами

Во-первых, эффективность рассылок по контактам, которые не давали согласия на рассылку, стремится к нулю.
Во-вторых, это требование большинства почтовых сервисов. При регулярном использовании купленных, арендованных и спарсенных баз пользователь будет заблокирован. В соответствии с правилами почтовых сервисов необходимо подтверждать адреса отправкой письма со ссылкой (такой метод подтверждения подписки называется double opt-in).
В-третьих, это требование российского законодательства.
Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ Ст. 18, п.1. [1]
«Реклама, распространяемая по сетям электросвязи и размещаемая на почтовых отправлениях. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием».
Федеральный закон «О персональных данных» № 152-ФЗ, Статья 15. [2] «Права субъектов персональных данных при обработке их персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации. …обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено».

Способы подтверждения подписки

Существуют три основных способа подтверждения подписки:
Opt-out – подписка без подтверждения. Самый ненадежный способ, когда человек подписывается на рассылку по умолчанию, вне зависимости от того, для каких целей он оставлял свой email.
Opt-in – приемлемый для большинства сервисов способ подтверждения подписки, когда человек явно выражает свое желание подписаться на рассылку.
Double opt-in – двойное подтверждение рассылки через специально сгенерированную ссылку в письме-подтверждении. Самый надежный способ подписки.

Где хранить собранную базу?

Для сбора и хранения базы можно использовать CRM, связанную с вашим сайтом. CRM – это одно из средств автоматизации маркетинга, при работе с базой подписчиков она позволит уменьшить ручной труд, по части подготовки базы к рассылкам и оценке эффективности email-кампаний.
Можно использовать ваш аккаунт в почтовом сервисе, которым вы пользуетесь для рассылок. Любой почтовый сервис позволяет отслеживать такие показатели как Open Rate, Click Through rate, показатель отказов, показатель отписок, а также количество жалоб на спам. Однако для оценки эффективности кампаний потребуется дополнительные выгрузки и ручные доработки по «склеиванию» результатов кампании с данными CRM.
Самый ненадежный способ – это хранение информации в файлах сервиса googledocs. Этот сервис удобен тем, что на нем можно быстро создавать формы для опросов, сбора адресов и т.д. Ответы на форму будут автоматически собираться в гугл-таблице. Основной ее недостаток в том, что для удаления информации из ячеек этой таблицы не требуется дополнительного подтверждения и информация может быть удалена случайна. При этом с гугл-таблицами можно работать так же, как в excel, они бесплатны и просты для неподготовленного пользователя. Они могут быть удобны, если нужно выделить отдельный сегмент в базе ваших подписчиков и поделиться с другими участниками команды (например, отдать на прозвон в отдел продаж).

Способы сбора клиентских email-адресов и информации о клиентах

Форма подписки на сайте

Самые распространенный способ сбора email-адресов – форма подписки на сайте.
Чтобы форма работала хорошо и собирала достаточное количество подписчиков, ее необходимо тестировать: внешний вид, место размещения, надпись на кнопке, количество полей и т.д.

Лендинги

Часто для сбора базы подписчиков создаются лендинг-пейджи. Такие лендинги, как правило, предлагают скачать полезный контент в обмен на email посетителя. Можно предложить зарегистрироваться на бесплатный вебинар, получить бесплатную книгу или открыть предварительную регистрацию на оффлайн-событие.
В качестве лендинга может выступать полезная статья из блога. Например, каждая статья в блоге Hubspot заканчивается призывом зарегистрироваться или получить бесплатную электронную книгу в обмен на email. Как, например, в этой статье.

Опросы

Опросы – инструмент, который помогает не только собрать первоначальную базу подписчиков, но и получить дополнительную информацию о тех, кто уже подписан на рассылку.
Чтобы пополнить базу подписчиков, можно организовать опрос на тему, которая будет действительно интересна целевой аудитории и попросить email, чтобы выслать результаты опроса по его окончании.
Для сбора дополнительной информации можно встроить небольшой опрос на определенных страницах сайта, сделать рассылку по подписчикам или разместить призыв к участию в опросе в личных кабинетах пользователей [3] [4].

Сбор базы оффлайн

Для сбора базы можно использовать и оффлайн-инструменты.
Например, сеть кофеен КофеХауз в 2013 году печатала на чеках призыв зарегистрироваться на сайте в обмен на скидку 30% [5].
Информация на визитках, собранных в ходе выставок, деловых мероприятий и встреч, также может стать ресурсом для пополнения базы. Но здесь важно спросить у человека разрешение включить его в рассылку. Потому что изначально своего согласия на рассылку он не давал, а визитку оставил для личного общения.

Партнерские рассылки

Для пополнения базы подписчиков можно использовать партнерские рассылки. При этом контент должен органично вписываться в рассылку партнера. Простое упоминание (баннер, ссылка) и призыв подписаться работают плохо, если они никак не связаны с контентом партнера или плохо сегментированы.
Хороший пример партнерской рассылки – кейс Михаила Смолянова из «Мегапрорыва» [6]. Михаил с коллегами делали партнерскую рассылку с медиа-проектом Сбербанка «Деловая среда». При этом, в рассылке было не просто упоминание. Специалисты «Мегапрорыва» полностью готовили тексты рассылок и статьи для «Деловой среды». В результате кампании в течение полугода была собрана база на 5000 подписчиков, без дополнительных рекламных бюджетов (оплачивалось только время сотрудников «Мегапрорыва»).

Смотрите также

Opt-in
Opt-out
Double opt-in
Открываемость писем
Кликабельность (CTR) письма
Количество жалоб на спам

aaa